АА

andreev_mpda


Александр Андреев

Блажени испытающии свидения Его, всем сердцем взыщут Его...


Previous Entry Share Next Entry
Рецензия на английскую книгу о Кассиане
АА
andreev_mpda
Рецензия на книгу: Kelly, Christopher J. Cassian’s Conferences: Scriptural Interpretation and the Monastic Ideal. Ashagte, 2012.
В 2012 г. в английском издательстве Ashgate вышло новое сравнительно небольшое (ок. 100 стр.) исследование, основной предмет которого – это монашеская экзегеза в «Собеседованиях» преп. Иоанна Кассиана.Его автор, американский профессор Кристофер Келли еще в 2007 г. защитил диссертацию (PhD) на близкую тему: «Глас стража: подражательная экзегеза и монашеский идеал в Собеседованиях Кассиана» («The sound of the watchman: mimetic exegesis and the monastic ideal in Cassian’s Conferences»), так что можно предположить что книга является некоторой переработкой диссертации.
В первой главе автор дает сжатый экскурс в историю раннего монашества и патристической экзегезы, излагает жизнеописание преп. Иоанна Кассиана, дает характеристику его сочинений. По мысли Келли, в «Собеседованиях» Кассиан использует библейские архетипы, чтобы выразить свое видение монашеского идеала, основываясь на педагогической традиции «мимикрии» (подражания), распро­страненной в монашеских и философских кругах Востока (p. 3). Целью Кассиана было утвердить в зарождающемся западном монашестве идеалы и практики пустынных отцов.  Кассиан влагает в уста египетских старцев особое монашеское толкование библейских образов, дальнейшее размышление над которыми и деятельное подражание которым должно раскрыть в сознании и в жизни читающего образ идеального монаха. Это и есть «подражательная экзегеза» (mimetic exegesis), изучить которую призван труд Келли.
Следующие главы (2, 3 и 4) построены вокруг определенных ключевых для Кассиана библейских архетипов и так или иначе ассоциирующихся с ними фундаментальных аскетических понятий и принципов.
Так, во 2-й главе центральным является евангельский образ сестер  из Вифании — Марфы и Марии. С этим образом автор, вслед за Кассианом,  связывает такие понятия, как telos — конечная цель монаха, scopos – ближайшая цель,  puritas cordis – чистота сердца, caritas – чистая любовь, theoria – созерцание Бога, попутно касаясь вопросов о природе души и царствия небесного, а также о трех источниках помыслов. На примере Марии, достигшей большего совершенства и сидящей у ног Христа, Кассиан показывает идеал монаха, уже достигшего сердечной чистоты и прилепившегося умом к Богу. Автор обращает наше внимание на следующую особенность экзегезы Кассиана: в отличие от других богословов, Кассиан не противопоставляет образы Марфы и Марии, а соотносит их с разными степенями духовного преуспеяния. Деятельность Марфы не порицается и даже была бы достойна похвалы, если бы не замечание, что сестра не помогает ей. Далее автор вместе с Кассианом рассматривает природу души и возможность созерцания в этой жизни и в жизни будущей, указывает на высшую добродетель монаха – рассуждение (discretio).
Тема рассуждения более подробно раскрывается в третьей главе на основе образа ветхозаветного праведника Иова, который несмотря на все искушения смог сохранить трезвенность ума. Попутно рассматриваются аскетические понятия, связанные с жизнью внутреннего человека (interior homo): его «правая рука» означает состояние духовной ревности и созерцания (theoria), а «левая рука»  -подверженность искушениям и унынию (acedia). В реальной духовной жизни эти состояния чередуются, поэтому монах должен, по примеру Иова, иметь особое рассуждение, чтобы не впадать в крайности прелести и уныния.
4-я глава адресует читателя к двум другим ветхозаветным праведникам – Аврааму и Моисею, которые имеют особое значение для желающих постичь добродетели отрешения от мира, а также истинного послушания. Моисей являет собой образ духоносного аввы, который получает указания непосредственно от Бога и способен вести за собой Божий народ (монахов и послушников) в Землю обетованную (Царство Небесное).
5-й глава рассматривает использование Кассианом цитат из Псалмов, Притчей и пророческих книг, которые, по мнению автора, призваны связать духовный опыт ветхозаветных праотцов и пороков с опытом монашествующих. Герменевтическое учение Кассиана состоит в том, что ключ к пониманию Священного Писания лежит в опыте самого читающего, а жизнь монаха становится «герменевтической средой». Чем более преуспевает монах в подражании библейским архетипам, тем более Писание раскрывает пред ним свои сокровенные смыслы.
Издание включает также английский перевод 1-й книги «Собеседований», избранную библиографию и тематический указатель.
Книга Келли написана относительно простым языком (насколько это возможно при столь сложном предмете исследования), избегая перегруженности научной терминологией и ссылками на другие работы. Стоит отметить, что в некоторых случаях ассоциации кажутся натянутыми, повторения излишними, а некоторые утверждения автора не вполне обоснованными. В частности, автор неявно предполагает, что собеседования со старцами – лишь литературный прием Кассиана, но нигде не доказывает и не обсуждает это предположение. Кристофер Келли не предлагает читателю каких-то новых научных открытий в области латинской патрологии. Но в целом его книга представляет интересный опыт изложения «аскетической экзегезы» одного из величайших западных монашеских писателей, и несмотря на определенные недостатки, может быть рекомендована интересующимся аскетическим богословием и патристической экзегезой.

Благодарю Алексея Руслановича Фокина за любезно предоставленную книгу.

?

Log in

No account? Create an account